Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новонадеждинская средняя школа»
Принято
Протокол
педагогического совета №1
от 28.08.2025 г.
Утверждено
Директор школы
Р.В. Ромащенко
_______________
Приказ №124
от 30.08.2025 г.
Индивидуальный учебный план
к адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования обучающихся
с расстройствами аутистического спектра
ВАРИАНТ 8.3
на 2025 – 2026 учебный год
ученика 7 класса МБОУ «Новонадеждинская СШ»
Структура индивидуального учебного плана
к адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования обучающихся
с расстройствами аутистического спектра
(Вариант 8.3)
на 2025 – 2026 учебный год:
I. Пояснительная записка.
II. Общие положения. Режим функционирования.
Специфика реализации обязательных образовательных областей.
III.
Учебный план АООП ООО обучающихся с РАС (Вариант 8.3).
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения.
Индивидуальный
учебный
план
разработан
на
основе
следующих
нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении
деятельности
Порядка
по
организации
основным
и
осуществления
общеобразовательным
образовательной
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями);
Адаптированной основной образовательной программой основного
общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(Вариант 8.3) .
Индивидуальный
учебный
план,
реализуемый
МБОУ
«Новонадеждинская СШ» и направленный на освоение Адаптированной
основной образовательной программой основного общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3),
составлен по заявлению родителей учащегося в соответствии с состоянием
здоровья ребенка и определяет:
продолжительность учебного года и учебной недели, продолжительность урока;
перечень образовательных областей и учебных предметов;
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;
показатели финансирования (в часах).
Режим функционирования.
Организация обучения в 7 классе:
продолжительность
учебного
года
составляет
34
недели,
продолжительность учебной недели – 5 дней.
продолжительность урока – 40 минут
Общая продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней. Продолжительность каникул составляет не менее
9 календарных дней. Сроки начала и окончания каникул определяются в
календарном учебном графике.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения, обучающихся с
РАС на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз. Также в
оздоровительных целях создаются условия для реализации потребности
детского организма в двигательной активности:
− динамические паузы в середине учебного дня;
− проведение гимнастики и физкультминуток на уроках;
− подвижные игры на переменах;
− уроки физической культуры.
Специфика реализации обязательных предметных областей.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в
соответствии с АООП ООО обучающихся с РАС (Вариант 8.3).
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение
важнейших целей
современного
образования
обучающихся с РАС:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой
социальных
отношений,
и
социальное
развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование
здорового
образа
жизни,
элементарных
правил
поведения в экстре- мальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана представлена шестью предметными
областями. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность.
Она
заключается
в
учёте
особых
образовательных
потребностей, обучающихся с РАС.
Учебные предметы (письмо и чтение), входящие в состав предметной
области «Язык и речевая практика», направлены на формирование
коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к обучению, к
усвоению элементарных навыков чтения и письма.
На уроках чтения у обучающихся развивается слуховое восприятие на основе
дифференциации неречевых и речевых звуков, закладываются основы
фонематического анализа и синтеза, совершенствуется произносительная
сторона речи и т.д. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие
освоение обучающимися позиционного слогового чтения, которое будет в
дальнейшем развиваться на уроках обучения грамоте в 1-ом классе.
На уроках письма у обучающихся развивается и совершенствуется зрительное
восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика.
Для развития коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в
структуру учебного
способствующий
плана
введён
формированию
предмет
«Речевая
коммуникативно-речевых
практика»,
навыков.
Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной
речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная
нагрузка, предусмотренная для этого предмета в дополнительных первых
классах, больше, чем количество часов, которое отводится на другие учебные
предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».
Учебный предмет «Математика» направлен на формирование элементарных
математических представлений, основанных на выделении свойств предметов,
сравнении предметов по отдельным свойствам (например, размеру, форме,
цвету), сравнении предметных совокупностей, установлении положения
предмета в пространстве.
В ходе изучения учебного предмета «Мир природы и человека» у
обучающихся не только расширяются и систематизируются представления об
окружающей действительности, но и создаётся необходимая содержательная
основа для формирования навыков общения.
Уроки музыки, ручного труда и рисования, с одной стороны, обладают
высоким коррекционно-развивающим потенциалом, с другой ― оказывают
значительное влияние на формирование мотивационной сферы обучающихся,
положительного отношения не только к отдельным видам деятельности, но и
ко всей учебной деятельности в целом.
Предметная
область
«Физическая
культура»
реализуется
предметом
является
коррекция
«Адаптивная физическая культура».
Основной
целью
данного
предмета
психофизического развития учащихся с РАС. Основные задачи реализации
содержания
предметной
области
«Адаптивная
физическая
культура»:
укрепление здоровья школьников с РАС посредством развития физических
качеств; формирование правильной осанки, совершенствование двигательных
качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.) посредством обучения
подвижным
играм,
физическим
упражнениям;
формирование
общих
представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в
укреплении здоровья; воспитание гигиенических навыков.
Организована коррекционная работа в соответствии с рекомендациями,
которые прописаны в заключении ПМПК и в соответствии с индивидуальными
возможностями ребёнка.
Недельный индивидуальный учебный план образования
обучающегося с РАС (7 класс)
Количество часов
Предметные
области
Очно
Учебные
предметы
(учебные курсы)
Самостоя- Всего
тельно
Язык и речевая
практика
Русский язык
Чтение (литературное
чтение)
1
-
3
4
4
4
Математика
Математика
Информатика
Биология
География
Основы социальной
жизни
История Отечества
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная физическая
культура
Труд (технология)
1
1
0
0
2
1
1
2
2
3
1
2
2
2
0
-
1
-
1
-
1
2
3
0
4
6
24
6
28
0
0
4
1
1
26
1
1
30
Естествознание
Ч
Человек и
общество
Искусство
Искусство
Физическая
культура
Технология
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Распознавание цвета
Лепка по образцу
Итого
Коррекционно-развивающие занятия
Психолог
Социальный педагог
Дефектолог
Логопедические занятия
Итого
1
1
1
2
5
1
1
1
2
5